Что такое христианство?
Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. («Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь). Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом и будет правильно в будущем. Что самое главное это то что это учение от Самого Господа Бога.
Лучший образ жизни
Христианство учит образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано что «Душа по своей природе христианка». Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество в конце концов в кризисное состояние, тупик и развал. Даже отрицательные группы -- скажем разбойничьи шайки -- могут работать вместе только если они придерживаются хотя бы каких то христианских истин -- скажем у них должна быть какая то взаимоподдержка и дружба. Если этого нет, то их шайка разваливается. Христианству не подходит слово «религия» так как это ее приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди в притче о «Благоразумном домостроителе» [1]:
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
уподоблю мужу благоразумному,
который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и разлились реки,
и подули ветры, и устремились на дом тот,
и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их,
уподобится человеку безрассудному,
который построил дом свой на песке;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и налегли на дом тот;
и он упал, и было падение его великое. (Матфея 7:24-27)
Христианская любовь
Христианство в своем корне зиждется на любви и добротолюбии во всех их проявлениях.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всею душею твоею и всем разумением твоим»:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матфея 22:35-40)
Действительно, нормальная жизнь любого существа в мире требует от его родителей -- в самом начале его жизни -- много любви и заботы. Природа полна трогательных примеров любви и заботы птиц и животных о своих птенцах и детенышах. Никто из них не мог бы выжить без родителей и их любви и заботы. Для человека же -- так как он на много сложнее животных и птиц -- родительская и в особенности материнская любовь еще важнее. Таким образом требования любви заложено не только в каждом человеке но и в каждом существе в мире и оно является истинным ключем и двигателем мира. Христианство объяснило нам природу любви, а также открыло великую истину что она есть основа жизни .
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится. (I Коринфянам 13:4-8)
Грех и добродетель
Христианство делит всю человеческую деятельность на хорошую и плохую то есть на добродетель и грех. Грех это разрушительное поведение, а добродетель созидательное. Таким образом грех создает порчу и вред для человека и общества, а добродетель наоборот созидает их. Христианство учит не грешить ни в делах, ни в словах, ни в мыслях и таким образом создает спокойного, доброго и любвеобильного человека. (Смотри Псалом 1-ый) [1].
Христанская проповедь
Иисус Христос учил об Едином Боге, Создателе всего мира, Праведном и любящем Отце, Промыслителе, Который нас учил и дал нам заповеди о том как жить. Он нас учил что нужно жить по этим заповедям, нужно честно трудиться, нужно почитать родителей, нельзя убивать, прелюбодействовать (изменять супругу/е), воровать, лгать и завидовать и самое главное нужно посвящать время Богу. Это были знаменитые Десять Заповедей. Иисус Христос же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти. Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Учение было настолько правдиво, глубоко и для тех языческих времен необычно, что конечно совершенно ясно что оно не от человека. (Смотри Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея главы 5-7) [1].
Христианство и вера древних евреев
Хотя христианство есть продолжение древней еврейской веры в Единого Бога, оно смотрит на все с точки зрения любви и добродетели и более глубоко. Например на Десять Заповедей - которые были у древних евреев и они понимали их буквально - христиане стали смотреть гораздо глубже. Каждая заповедь стала как бы только заглавием для целого ряда грехов которые ведут к нарушении ее. Например 7-ая Заповедь запрещает прелюбодеяние (измену супругу/e). У христиан же исходя из слов Иисуса Христа что нельзя даже посмотреть на женщину с вожделением, эта заповедь запрещает все что ведет к ее нарушению. Например непристойную музыку, танцы, одежду, анекдоты и т.п.
Одна группа евреев пошла за Иисусом Христом и это были первые христиане. Другая же группа не приняла углубленное учение Иисуса Христа и теперешние евреи являются их потомками [5].
Церковь -- лечебница душ
Православная вера призывает к лечению душ и Церковь иногда называют «лечебницей душ». Дело в том что всякое отступление в жизни от христианских ценностей создают человеку и обществу массу затруднений, помех и травм. Самое основное это что человек становится эгоистом, материалистом и не способен любить - то есть нормально жить и творить в обществе. Поэтому задача каждого христианина постепенно согласовывать всю свою деятельность с христианским учением: поведение, дела, слова и даже мысли. Только такой человек является полноценным для себя, своей семьи, друзей и общества. Разработана целая методика постепенного самовоспитания и самоисправления, то есть лечения себя и изменения себя к лучшему. Она состоит из молитвы, поста, духовного чтения, общения с людьми которые подают хороший пример, из «стояния на страже» своего поведения, исповеди и причастия. (Одним небольшим примером является молитва «Царю Небесный», которую православные часто читают, в ней есть слова «и очисти ны от всякия скверны»). Эта методика осталась только у православных христиан. У других же инославных (католиков, протестантов и сектантов) она утеряна и поэтому их «христианство» очень разжижено. Книга на английском языке (перевод с греческого) которая описывает эту методику называется «Православная Психотерапия, наука Отцов»[3]. Заключение
(11) Православная Церковь, которая является духовной врачебницей, владеет методом исцеления человека. И сегодня в Православной Церкви есть христиане, которые проходят ступени очищения, просвещения и обожения. Именно в этом мы видим роль Православной Церкви и православной духовности. Исцеленный человек одновременно разрешает все свои житейские и социальные проблемы.
Христианство от Истинного Бога
Христианство исходит от Высшей Силы -- Истинного Бога, так как оно возникло в древние времена когда человек был на низком уровне развития, был жесток, горд и полон всяких пороков и был просто не способен для такой глубокой и возвышенной мысли. Пришествие Иисуса Христа было предсказано многими пророками. Христианство включает в себя общение с Господом Богом через молитву и сверхъестественные явления как Промысл Божий, услышанную молитву и чудеса. Все это каждый верующий христианин испытал на себе и может подтвердить своим личным опытом. Христианство вызывает изменения в человеке к лучшему, а иногда даже и очень сильный переворот. Все это доказывает что христианство действительно имеет Божественные истоки.
ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОКИ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Древние времена
В древние времена -- несколько 1000 лет тому назад -- люди были на очень низком развитии. Жестокость, рабство, жизнь не стоила ничего, существовали человеческие жертвоприношения. Но человека всегда тянуло к своему Творцу и он его искал и в страхе придумывал разное. Называл он богом то солнце, то вулкан, то какие то статуи и т.п.
Древние евреи и язычество
Единственно у кого было правильное представление об истинном Боге это у древних евреев. Уже в те времена их Бог был один, а не много, Он был праведный и учил жить по заповедям и не грешить. 1615 лет до рождения Иисуса Христа, Господь Бог через Моисея дал им Десять Заповедей. Вот именно они и создают основу для любого цивилизованного общества. Как это было уже сказано выше, их правдивость и глубина говорит о том что они конечно от Господа Бога, так как в то время люди просто были не способны что то такое создать. (Смотри Священное Писание [1], Исход 20:2-17)
Священное Писание [1]
Кроме заповедей у древних евреев были священные книги в которых содержалось учение о жизни, история и предсказания. Все это дышало духовной силой и говорило что и это не есть творчество людей. Эти книги потом были собраны в одну под названием «Священное Писание» или по гречески «Библия». Много материала из этих книг вошло в состав христианского богослужения. Например «Псалтырь» -- написанная около 3000 лет тому назад -- полна мудрости и духовной красоты, до сих пор очень широко употребляется в православном богослужении. В православной России она долго являлась любимым чтением и даже ее заучивали на память. Инославные ее тоже любили и уважали. Например англичанин Джеймс Фримантл (1859-1934 гг.) в знак любви к своей жене переписал от руки и красиво иллюстрировал всю Псалтырь. Такую ее переиздали в США [2]. Так вот что сказано в первом псалме написанном в это далекое время о человеке который живет праведно и не общается с грешниками «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, который приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он не делает, успеет» (Псалом 1:1-3) [1].
Предсказания о Спасителе
В этих священных книгах было много предсказаний о пришествии Иисуса Христа Спасителя человечества (Священное Писание) [1]: Книги Пророков Исаии, Михея, Даниила и Иоиля). Мир же, 2000 лет тому назад, заходил в тупик и в нравственном смысле разваливался. Разврат в Римской Империи доходил до максимума. Распространился содомизм, почти прекратилось деторождение, люди развлекались кровавыми представлениями на стадионах и т.п. (Смотри книгу -- популярную среди православных -- польского писателя Генрика Сенкевича, Quo Vadis (Камо грядеши) [4].
2 Иисус Христос
Итак, 2010 лет тому назад рождается, как было предсказано в священных книгах, Иисус Христос от Богородицы Девы Марии. В 30 лет по своему рождению, Иисус Христос начинает свою проповедь, суть которой была описана выше. Как уже было сказано, это учение было настолько праведно, глубоко и для тех языческих времен необычно, что ясно что оно было не от человека, а от Самого Господа Бога. (Смотри книгу Протоиерея Серафима Слободского: Закон Божий для семьи и школы [5] и конечно первоисточник -- Священное Писание [1], Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна).
Начало Христианской Церкви
Через пятьдесят дней после Воскресения Христова (Пасхи) по обещанию Иисуса Христа на Его апостолов сходит Святой Дух и они из обыкновенных и необразованных рыбаков превращаются в знающих иностранные языки, великих, глубоких и смелых проповедников Христова учения. Они предпринимают путешествия с целью проповеди учения Христа. В местах где они были остаются люди, первые христиане, которые решили изменить свой языческий и полуязыческий образ жизни и жить по новому, по христиански. Таким образом постепенно организовались сперва общества людей, а потом «Церкви» в Иерусалиме, Антиохии, Александрии, Риме, а в Константинополе через лет 300. Это были первые «Древние Церкви». В то время Православная Христианская Церковь состояла из пяти независимых и равноправных национальных Церквей без общего правления или администрации. В Символе Веры (определении христианской веры), в 9-ом члене так и говорится что Церковь есть «соборная» («Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь»). Цель же Церкви была продолжать дело Иисуса Христа. (Смотри учебник Протоиерея Петра Смирнова, История Христианской Православной Церкви [6] и первоисточник Священное Писание [1], Деяния Святых Апостолов).
Триста лет гонений на христиан
Следующие триста лет христиане пережили сперва гонения от евреев которые не приняли учение Иисуса Христа, а потом еще ужаснее от римских язычников. Христиан арестовывали, мучили, терзали, убивали, сжигали, а само христианство было запрещено законом. Все это продолжалось пока с византийским императором Константином не произошло чудо и он поверил в Истинного Бога и в 313 году не только освободил всех христиан из тюрем и преследований но и сделал христианство официальной религией страны. (Смотри книгу Смирнова [6], а также первую историю Церкви епископа Евсевия Кесарийского, Церковная История [7].
Вселенские Соборы
Сразу после освобождения христиан Церковь вздохнула и стало ясно что так как прошло триста лет после проповеди Иисуса Христа то нужно ее укрепить и более точно определить. Поэтому был созван в 325 году Первый Вселенский Собор на котором участвовало большое количество церковных руководителей и деятелей, свыше двух тысячи человек. На этом соборе вырабатывались каноны (правила) которыми должна была руководиться Православная Христианская Церковь, а также определение христианских верований (Символ Веры). Позже состояло еще шесть Вселенских Соборов -- всего их было семь (325, 381, 431, 451, 553, 680 и 787 гг.). На этих соборах укрепилось и определилось учение Православной Христианской Церкви.
Православие -- полнота христианского учения
Итак, проповеди Иисуса Христа и Его учеников явились семенами на которых выросло полное, глубокое православное христианское учение которые захватывает всю жизнь и деятельность человека. Это учение зиждется на проповеди Иисуса Христа и Его учеников, Священном Писании (Ветхий и Новый Завет), канонах и решениях Вселенских Соборах, писаниях святых Отцов и писателей Церкви, молитвах, богослужениях и вообще всей практике Церкви.
Повторим снова слова сказанные выше что христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, общества и вообще со всей природой.
Все учении Церкви основано на том что Господь Бог нам дал знать через «естественное и сверхъестественное откровение». Первое обозначает всю природу и ее явления. Это значит что все учение Церкви должно быть в согласии со всеми явлениями и законами природы. Второе обозначает Священное Писание.
В творчестве Церкви участвовала в течение двух тысяч лет вся Православная Церковь включая всех ее членов, рядовых христиан. В этом то православная вера и отличается от всех других религий где был один пророк или что то тому подобное.
Христианская цивилизация
Учение Иисуса Христа содержало семена для здоровой культуры и цивилизации человеческого общества. Оно быстро распространилось по всему миру и стало фундаментом для законов, нравственности и жизни всех народов. Поэтому эта новая культура начала называться «христианской», а народы «христианскими». В мире английского языка есть выражение «это есть Библия» (this is the Bible) что значит: это содержит все, здесь есть все, это есть основа всего [4].
Благотвотное влияние на весь мир
Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир -- в котором господствовали сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность -- под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и омыло все и вся. Христианские правила и нормы жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.
Здесь перечислим некоторое влияние христианства. Влияние на человека: возвысило нравственность людей, способствовало смягчению жестоких нравов, направило всю деятельность человека к добру. Влияние на семью: укрепило брак, искоренило многоженство, остановило произвол мужчины, освободило женщину от рабского положения в семье, улучшило положение детей. Вляние на общество: остановило месть, уничтожило рабство, остановило злоупотребление детьми, повлияло положительно на все области жизни и освятило все, христианские качества стали качествами цивилизованного человека. Влияние на культуру: объяснило любовь, объяснило святость, распространило учение, образованность, положительное влияние на искусство, музыку, положило начало печатанию книг, положило начало русской культуры, положительно повлияло на культуру всех стран. Влияние на законы и право: законы во всем мире начали основываться на христианском учении о жизни и взаимоотношениях между людьми, многие политические движения заимствовали у христиан основные пункты для своей программы. (Свобода, братство, равенство, кто не работает, тот не ест). Влияние на другие религии: многие языческие религии смягчились и очистились под влиянием христианства [4].
Качества людей и целых народов
Христианское учение оказало влияние не только на культуру народов, но и на их характер. Постепенно языческие качества заменились христианскими, нравы смягчились, рабство, жестокость исчезли. Даже нехристианские языческие религии (как и евреи которые не приняли учение Иисуса Христа), под влиянием окружающей христианской среды подверглись христианизации [4].
В особенности это применимо к русскому народу и русской (досоветской) культуре. Так как русские с крещением получили не только истинную веру но и новейшую византийскую мысль и культуру, то вся русская культура и качества русского народа стали глубоко христианскими и православными. В этом то и есть суть различия между русскими и другими нациями и между Россией и Западом. Оттуда русские и славятся своей добротой, скромностью, мягкостью характера, искренностью, человеколюбием, миролюбием, милосердием, умением прощать и каяться, глубиной мысли, самокритикой, общительностью, отсутствием материализма, памятозлобия, гордыни, самомнения, злобы, эгоизма и т.п. Все эти качества и являются христианскими качествами [8].
Запад же возвысил в «добродетели» эгоизм, наживу, отсутствие любви к человеку и т.п. Эгоизм называется красивым словом «индивидуализм». Гонка за наживой и в результате богатство, стало «наградой от Бога за правильную жизнь». Когда же посторонний человек не замечается, то отсутствие интереса к нему называется «уважением его личности» [10].
Отклонение от Православного Христианства
Отклонение от Православного Христианства произошло таким образом. Сперва, в середине первого столетия после Рождества Христова, апостолы (ученики) Иисуса Христа создали Православную Церковь которая существует непрерывно до сих пор. Потом, в 1054 году отделилась от нее Римская Церковь, а в 1517 году от Римской Церкви откололись протестанты, то есть сектанты. Из за неопределенности в их учении, сектанты сразу начали и продолжают делиться на множество сект. Сегодня, в целом мире насчитывается более 22.000 сект. Сектанты берут за идеал христианской жизни христианские общины во время Иисуса Христа и Его апостолов. В то время церковной структуры еще не существовало, духовного искусства не было и даже литургии еще не было. С того времени в Православной Церкви накопился огромный духовный опыт, выработалась методика, которые сектанты отбрасывают и не признают, а только признают Библию (Священное Писание)